|

Родителям подростков

- Выдержки из cправочника для родителей подростков

Развитие подростков

Как родители могут помочь подростку в процессе взросления:

 

Сделайте ваш дом как можно уютнее и стабильнее.

Используйте тонкий подход к воспитанию подростка и поддерживайте любую         созидательную групповую деятельность.

Не вините его в желании вырасти, особенно в его потребности отделиться от вас.

Имейте чувство юмора. Эта возрастная пора пройдет.

Помните, представление подростка о вас как о старомодной калоше, изменится. Оно ничего не выражает о вас, как о личности.

Установите наиболее демократичные правила в семье.

Прислушивайтесь к мнению и точке зрения подростка. Переходный возраст - это возраст сумятицы. Ваше восприятие его чувств поможет сократить степень внутренней сумятицы подростка.

Подростку нужно признание и чувство компетентности.

Считайтесь с его потребностью отмалчиваться какое-то время.

 

Жизнь с подростком

    Установите основные правила в вопросах, которые можно регулировать, и придерживайтесь их. Хотя подростки и говорят о свободе, на самом деле они хотят знать, где пределы допустимого, и чувствуют себя неловко и неспокойно при полном отсутствии ограничений. Подведение черты - это одно из проявлений любви. За каждым ребенком должна быть закреплена какая-то ответственность - мытье посуды, уборка и т.д. Избегайте устанавливать правила, которые трудно исполнять. Есть что-то деморализующее в нарушении правил или попытках обойти их. В некоторых щепетильных вопросах, касающихся, например, секса, родителю приходится полностью полагаться не на правила, но на внутренний самоконтроль, который вырабатывается в ребенке с годами полученного в семье воспитания.

 

    Давайте подростку возможность участвовать в обсуждениях семьи. Это не значит, во всем потакать ему. Но признавайте за ним право голоса в вопросах, касающихся всей семьи. Стоит ли вам построить крыльцо или купить трейлер? Вам представилась возможность найти работу в другом городе; как он относится к переезду? Сложно ожидать от ребенка уважения к семейным обязанностям, если у него не было возможности почувствовать вкус семейных привилегий.

Относитесь к своему ребенку как к индивидуальности - а не к воплощению или продолжению ваших надежд. Вы можете советовать и одобрять, но не можете управлять его кораблем.

 

Навыки общения

- Результат внимательного слушания.

 

    Из многих трудностей, которые испытывают дети в своих отношениях с родителями или другими авторитетными взрослыми, самая угнетающая - это, пожалуй, разговоры впустую, когда их не слушают, не принимают в счет или не понимают. Повторяющаяся картина неудавшейся передачи своих чувств, предпочтений, желаний и мыслей рано или поздно ведет к болезненной раздражительности и сомнениям относительно личной самооценки. В результате у ребенка развивается комплекс неполноценности.

    В любом возрасте возможность быть понятым именно так, как мы пытаемся выразить себя - это сам по себе богатый жизненный опыт. Это приглашение в новую жизнь. Взрослые могут подходить к отношениям друг с другом с точки зрения их прошлого опыта и исходя из этого решать, до какой степени они согласны посвятить себя новым отношениям. У детей же еще не выработалась иммунная система самозащиты от раздражений, недоразумений и отказов. Их слова полностью выражают их суть: чувства, мысли, дух и т.д.

    В мире детей общение проявляется в виде спонтанных самовыражений, каковые подтверждают себя, если принимаются слушающими. Однако, принятие - это не значит как-то отметить, согласиться или одобрить сказанное. Это, скорее всего, действие восприятия жизни глазами ребенка и передачи ее глазами взрослого - теплое, заверяющее чувство, которое передает следующее: "Я понимаю. Я слышу. Мне интересно тебя слушать". Ответ слушателя может выражаться просто в кивке, но этот знак внимания вдохновляет ребенка. Он способствует развитию положительной самооценки. Когда предлагаемое ребенком принято и заверено, это помогает ему расти. Когда же его предложения натыкаются на стену неприятия, он чувствует себя скованным и использует энергию и таланты более ограниченно. Это двухсторонний процесс предложения и принятия.

 

Цитаты из "Роджер энд Маустакас"

    "Умение слушать - это магнетическая и странная вещь, созидательная сила... К тем, кто слушает нас, мы тянемся, хотим находиться в их обществе, как будто это оказывает на нас хорошее влияние, как ультрафиолетовые лучи... Когда нас слушают, это окрыляет нас, раскрывает нашу душу. Тогда у нас начинают появляться идеи, которые претворяются в жизнь... умение выслушать помогает людям лучше и свободнее себя чувствовать... Когда мы слушаем кого-то - появляется переменный ток, который заряжает нас, так что мы не устаем друг от друга. Мы постоянно освежаемся... Я внимательно слушаю тех, кто обращается ко мне, чтобы понять, как они себя чувствуют, когда говорят."

 

Советы внимательному слушателю

Уделяйте своему собеседнику все внимание.

Позвольте другому установить продолжительность разговора - не подгоняйте его.

Не думайте, что вы должны "решить проблему" - лучшие решения приходят от самого человека.

Ваша роль - помочь человеку лучше себя понять (или почувствовать поддержку, чтобы обратиться к Господу за решением).

Прислушивайтесь к словам собеседника и манере передачи слов.

Слушайте не только ушами, но и глазами.

Следите за содержанием и чувствами, с которыми говорит человек.

Отвечайте искренне только на то, что вы услышали.

Будьте честны - дайте понять собеседнику, когда вы не расслышали или не поняли, что он сказал.

Старайтесь слушать внимательно.

 

Слова поддержки

- Как по-другому сказать "молодец":

Очень хорошо!

Большое спасибо!

Смотри-ка, как здорово!

Замечательно!

Продолжай в том же духе!

Это намного лучше!

Это - большой шаг вперед!

Как приятно быть с тобой, когда ты так работаешь!

Хорошо сделано!

Хорошая работа!

Ты себя превзошел!

Тебе наверное нравится твоя работа!

Поздравляю

Это хорошо! Умница!

Прекрасно!

Отлично!

Ты, наверное, сам себе радуешься от сегодняшнего дня!

Отличная работа!

Спасибо за помощь!

Очень хорошо. Покажи (папе, маме, брату, сестре)

Спасибо за (то, что вел себя тихо, сразу взялся за дело и т.д.)

Превосходно!

Я доволен!

Кажется, что ты долго трудился над этим!

Золотая голова!

Очень интересно!

Золотая идея!

Это интересная мысль!

Сейчас ты все понял!

Правильно!

Сейчас ты разобрался!

Совершенно верно!

Классно!

Это хороший момент!

Это очень интересное наблюдение!

Это интересный подход!

У тебя все так просто!

Здорово получается!

 

Зачем нужны слова поддержки? Почему это так важно?

Чтобы выработать чувство уверенности в себе.

Приучить к самостоятельности.

О поддержке:

Перестаньте расстраивать ребенка:

унижая;

излишне заботясь;

на словах (длинными лекциями);

Знайте способы поддержки:

акцентируйте действие, не действующее лицо;

подчеркивайте дело и удовольствие от работы;

подчеркивайте позитивные результаты, удовольствие от достигнутого;

"Мне понравилось, как ты сделал это!"

"В особенности, мне понравились ручки!"

"У тебя всегда много идей"

Делайте положительные комментарии, избегайте отрицательных "не делай", "не так", "не правильно"...

Избегайте утверждений-вопросов типа: "А здорово мы поработали над окнами, правда?" Утверждение "А здорово мы поработали над окнами" звучит менее покровительственно.

Старайтесь не строить одной рукой, одновременно ломая другой: "Какой ты молодец! Во время собрался! Всегда бы так!"

Позволяйте определенные права и привилегии, особенно с младшими детьми.

Аккуратно обращайтесь со сравнениями:

Признавайте сделанное кем-то, не сравнивая его с другими.

Если кто-то начинает сравнивать себя с кем-то, скажите: "Но мне нравится, как            ты сделал это".

Держите наготове несколько вдохновляющих фраз:

Помоги мне, пожалуйста, ...

Что ты думаешь об этом?

(Если возникло разногласие) Мне жаль, что ты так думаешь, но это твое право.

Мне кажется, ... но твое право...

Я рад, что ты смог сделать ...

Спасибо за то, что ты сделал.

Сначала всегда трудно.

Давай разберемся, почему это не получилось.

Я очень рад, что эта одна деталь не остановила тебя от...

 

|

Сайт создан в системе uCoz